Постные блюда на поминальный обед. Поминальная трапеза: что должно быть на поминальном столе? Как вкусно приготовить кутью из риса

Великий пост – самый главный и строгий из всех православных постов. Поминки в Великий пост происходят в особенные дни. Это родительские субботы: вторая, третья и четвёртая. Поминки 9 и 40 дней в этот период переходят на следующую субботу или воскресение.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели — первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

Поминки в Великий пост: какие блюда подать?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

Справка! Стоит упомянуть о том, что изначально поминки были языческой традицией, тем не менее, христианству не удалось ее вытеснить. Более того, оно органично включило эту традицию в свою.

Наши предки совершали поминки испокон веков. Такие обычаи можно заметить в самых разных религиях и вероисповеданиях, у разных народов. Традиция «провожать» мертвого связано с верой многих людей в душу и ее бессмертие.

Поминки не означают просто обед или прием пищи, скорее это особый древний ритуал. Его главная цель - вспомнить про человека, про его добрые дела и «помочь» ему в посмертном мире.

В одних регионах принято заходить на поминки без приглашения. Приходят те, кто желает отдать дань уважения умершему, в других - строго по приглашению, без «лишних» людей.

Когда нужно поминать усопшего?

Согласно обрядам и традициям, в наших краях, поминки проводятся три раза.

Первые поминки делаются прямо в день похорон , иначе говоря - на третий день (начиная счет от дня смерти):

  • Согласно православному вероучению, два первых дня душа умершего еще остается на земле и находится вместе с близкими и родными.
  • Душу сопровождают ангелы и показывают значимые для нее места, напоминают про добрые и злые поступки.
  • На третий наступает время для того, чтобы душа предстала перед Богом.
  • За поминальным столом обычно совершаются молитвы, недопустимо смеяться, вспоминать о плохих поступках усопшего, использовать нецензурную лексику.

Второй поминальный обряд, как правило, совершают на девятый день.

По истечению трех дней, душа вместе с ангелами направляется в рай и наблюдает их красоту и блаженство. Ей показывают этот мир около шести дней.

Наконец на девятый день, душа снова встречается с Богом. Молитвы, которые звучат за поминальным столом в этот день, помогают душе достойно пройти эти испытания.

Ну и последние поминки, третьи, совершают на сороковой день.

Позже делают поминки уже через год, то есть на годовщину смерти.

Внимание! На последние поминки уже допустимо, когда приходят все, кто имеет желание почтить память усопшего.

Когда и как нужно поминать умершего человека рассказывается на видео:

Меню на домашний стол

Еще со времен Руси, на поминках подавали традиционные блюда, например, канун (сыту), кутью, кисель и блины.

Поминальный стол стараются сделать разнообразным и обильно накрыть. Как правило, подаются горячие и холодные мясные (и рыбные) блюда. Распространенным блюдом являются пироги.

Справка! Крайне желательным является присутствие четного количества блюд.

На первое

Для горячего первого блюда отлично подойдет борщ.

Приготовление:

  1. Для его приготовления понадобится мясной бульон (можно на косточке).
  2. Когда мясо доварится, следует начать жарить овощи.
  3. На разогретую сковороду с подсолнечным маслом нужно насыпать лук мелкой нарезки.
  4. Пока он жарится, нужно нарезать морковь и свеклу кубиками. Далее эти овощи также засыпаем в сковороду.
  5. Пока наши овощи жарятся, нарезаем картофель также кубиками и засыпаем в бульон.
  6. Пока варится картофель, добавляет в бульон наши овощи со сковородки.
  7. Далее нарезаем капусту, помидоры, сладкий перец также в форме кубиков.
  8. Добавляем оставшиеся ингредиенты в бульон.
  9. Дополнительно приправляет наш борщ черным перцем, добавляем лавровый лист и чеснок по вкусу.
  10. Не помешает небольшое количество уксуса и сахара.

Горячее блюдо

На разогретую сковороду с подсолнечным маслом выкладываем наши сформированные котлеты . Обжариваем их с двух сторон. Далее заливаем в кастрюлю немного масла и складываем туда котлеты. Заливаем половину слоя котлет водой и тушим до испарения.

На закуску

Салат из свеклы и чеснока довольно простой в приготовлении:

  1. Предварительно промываем свеклу, но не чистим ее. Заворачиваем в фольгу и запекаем в духовке при температуре около 180 градусов. Время запекания - от 60 до 80 минут (это зависит от размера овоща). Можно также и отварить ее.
  2. Далее натираем свеклу, чеснок и сыр.
  3. Добавляем к ингредиентам майонез, соль и специи по вкусу.
  4. Для такого салата отлично подойдет измельченные орехи или изюм.
  5. Осталось только перемешать салат и подать его к столу.

Десерт

Для приготовления слоек нам понадобиться слоеное тесто и начинка (она может быть из яблок, творога, бананов и так далее).

Затем ставим будущие слойки в духовку и выпекаем при температуре около 220 градусов. Время готовки - 15 минут («до румянца»).

Как вкусно приготовить кутью из риса?

Кутья - обязательное блюдо на любом поминальном обеде. Оно имеет особый духовный смысл.

Зерно в каше символизирует бессмертную душу, а изюм и мед служат напоминанием о том, что истинная духовность даруют вечную сладость.

Поэтому блюдо можно приготовиться только из цельных зерен, например из риса или пшеницы. Также для приготовления нам понадобится изюм, мед, измельченные орехи и вода.

Перед тем как варить кутью, нужно замачивать крупу несколько часов. Далее рис или пшеница варится до тех пор, пока зерна не станут мягкими. В конце добавляются остальные ингредиенты и перемешиваются.

Важно! При трапезе каждый приглашенный гость должен вкусить немного кутьи, и только после этого можно приступать к другим блюдам.

Как правильно и вкусно приготовить поминальную кутью описывается на видео:

Какие блюда приготовить в пост?

Распространенным постным поминальным блюдом в Рождественский или Великий пост являются щи.

Как же приготовить вкусные постные щи с грибами?

  1. Вначале нужно сварить из грибов бульон (около 2-ух литров).
  2. Далее примерно 0,5 кг квашеной капусты заливаем кипятком (около половины литра) и ставим на полчаса в духовку с температурой 140 градусов.
  3. Затем выливаем несколько ложек подсолнечного масла, добавляем немного семян укропа и кориандра.
  4. Нагреваем данную смесь около пяти минут, но не жарим!
  5. После этого убираем семена и добавляем в масло две нарезанные луковицы вместе с капустой.
  6. Далее нужно насыпать небольшое количество гречки (2-3 столовые ложки) в наш бульон.
  7. Добавляем также одну морковь и две картофелины, предварительно нарезав овощи кубиками. Варим полчаса.
  8. В конце добавляем мелконарезанный чеснок (количество по вкусу), лук и капусту в бульон. Варим 20-30 минут. Постные щи готов.

Справка! Среда и пятница каждой недели считаются постными днями, так как в среду Христос был предан, а в пятницу распят, поэтому поминальный стол в эти дни должен быть скромным.

Различие меню в зависимости от дня смерти

В день похорон

Одно из самых главных правил приготовления блюд после похорон дома - не делать слишком роскошной и пышной трапезы.

За поминальным столом не нужно выставлять большее количество блюд. Достаточно выставить всего несколько.

Важно! Обязательно должна быть кутья. Очень хорошо, если ее перед трапезой освящают в церкви.

Через 9 дней после смерти

Меню на эти поминальные дни мало чем отличается от остальным. Все также сохраняется запрет на употребления большого количества алкоголя.

На поминальный стол можно подать следующие закуски:

  • мясное ассорти (это могут быть как соленья, так и салаты);
  • блюдо из яиц (например, фаршированные яйца);
  • часто встречается соленая или жареная рыба

Первым блюдом можно подать борщ, щи или другой подобный суп. В качестве гарнира можно подать любую кашу, например, гречку. Можно приготовить плов. Существует традиция подавать в конце блины. Из напитков отлично подойдет компот или кисель.

На 40 дней

В принципе, блюда, которые входят в меню для поминок, уже перечислены. Особых изменений или предписаний здесь нет. Обязательным блюдом является кутья.

Для поминального стола можно готовить самые разные салаты, супы, мясные блюда (если поминки не выпадаю на день поста), блюда из рыбы, пироги.

Важно! Лучше всего готовить блюда по простым рецептам, без излишеств и изысков. Не так важно, на какое количество гостей накрывается стол. Самое главное - отсутствие помпезности и скромность.

Очень хорошо, если скатерти и интерьер имеют сдержанные тона и раскраску. Не стоит превращать поминки в обыкновенные посиделки.

Какие блюда принято готовить на 9 и 40 дней рассказывается на видео:

На год

Не важно, сколько прошло времени после смерти человека - 9, 40 дней или год, за столом обязательно должны находиться традиционные блюда - кутья, блины, кисель. Эти блюда являются данью уважения древним обрядам и имеют особые символизм.

На такой поминальной трапезе нужно подавать легкие супы, можно приготовить уху или борщ. В качестве основного блюда может быть жареное мясо с картофелем-пюре. Стоит также добавить к столу бутерброды, разные соленья, свежи фрукты и овощи.

Внимание! Хорошей традицией является подавать те блюда, которые нравились ушедшему человеку. Ну и конечно же, избегайте излишеств, переедания и большого количества алкоголя.

Поминки - это дань памяти умершему, а не шумное застолье!

Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.

Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста . Вот такой упрек действительно справедлив . И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост , и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.

Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)

Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.

Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.

Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.

Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением


Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой . Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.

Люди поминают своих умерших в том числе и в посты . При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста . Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.

Значение п
оста
в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.

Христианские посты бывают:

Однодневные – это

  • каждые среда и пятница (дни предательства и распятия Спасителя);
  • крещенский сочельник;
  • день усекновения главы Иоанна Крестителя;
  • праздник Воздвижения Креста Господня.

Многодневных постов четыре:

Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.

Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.

Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.

Меню постных поминок

может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.

  1. Кутья. Говорят, что это блюдо имеет греческое
    происхождение, а само слово переводится как «вареная пшеница».
    В Древней Греции кашу (в основном ячменную) с фруктами посвящали покойным предкам. А в христианской Византии она стала освящаться в храмах. Там ее называли колиба , что соответствует другому нашему названию кутьи – коливо . Есть и еще наименования кушанья: канун, сыта и сочиво. Его готовят из вареного риса, пшеницы, ячменя. В кашу добавляют медовую воду, изюм, иногда мак и орехи. Сами зерна – основа кутьи – символизируют возрождение, бессмертие. Сладость и разные вкусные добавки в ней – это знак благости вечной жизни на Небесах. Такую кутью освящают в церкви, с нее начинается любая поминальная трапеза.
  2. Блины и оладьи готовят без яиц и на воде. Они считаются символами солнца, умирающего вечером и воскресающего с рассветом. Их едят после кутьи. На постный стол хорошо подать для этого розетки с медом.
  3. Принятые у нас на поминках первые блюда тоже очень выручают в пост . Можно сварить или заказать борщ с фасолью, лапшу на овощном отваре, похлебку из круп и картофеля. Считают, что пар от горячего помогает душе подняться в небо.
  4. На второе подают разные каши с постным маслом или салаты из свеклы, моркови, репы, редьки и т.д. Каши, как и кутья, ассоциируются с вечностью бытия. А с точки зрения гастрономической – разнообразят стол. Можно приготовить каши из гречки, перловки, того же риса и т. д. Главное – на воде.
  5. В пост часто бывает разрешена и рыба. Ее готовят на такие поминки жареную, печеную. Подают селедку и салаты с ней (тот же под шубой с постным майонезом), шпроты и прочие консервы, рыбные пироги. На греческом название рыбы звучит как ихтиос . После появления христианства слово сразу стало восприниматься как аббревиатура, в которой закодировано имя Иисуса. А сама рыба в ранний период развития религии была тесно связана с символикой спасителя. Поэтому на христианских столах рыбные блюда стали рассматриваться знаком христианской веры.
  6. В поминальные пироги , кроме рыбной начинки
    , можно положить рис, гречку, фасоль, щавель с медом, картофель, капусту, морковку. Постных начинок очень много, а мучное на русском поминальном столе всегда было традиционным.
  7. Кроме этих блюд, на стол ставят разные овощные салаты и нарезки, жареные и соленые (маринованные) грибы, прочие соленья . Допустимы и фрукты: бананы, цитрусовые, яблоки. Только не переборщите с разносолами: пост – не время для чревоугодия.

В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода . Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста , когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост .

Поведение на поминальных мероприятиях

в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев . Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.


Считается важным заказать службы
в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.

Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.

Смерть родственника всегда беда и боль. Поэтому о правилах проведения церемоний близкие, как правило, думают в последнюю очередь. В народе существовал обычай, живой и поныне. Когда в семье случается горе, приходят соседи, знакомые, дальние и близкие родственники. Кто-то из них берет «бразды правления» в свои руки. Обычно, это женщины старшего возраста, являющиеся знатоками обрядов и традиций.

Традиционные блюда для поминок

Поминки – древняя традиция. Она заключена в том, что народ, помогающий при погребении, необходимо накормить. То есть, смысл не в застолье, а в еде. Люди, не знакомые с традициями, стараются устроить из поминок настоящее застолье. Готовят разносолы, стремятся сделать меню многообразным, «дорогим». Это неправильно.

Суть в том, чтобы просто и сытно накормить людей. Поминки – это обед. Он должен состоять из трех блюд. Приблизительно так:

  • первое (обычно, борщ);
  • второе блюдо;
  • компот с булочкой или пирожком.

Никаких излишеств в виде нарезок и закусок на стол ставить не следует. Во-первых, на застолье людям задерживаться не положено. Во-вторых, это не праздник. Лишние «посиделки» являются неуважением к памяти усопшего.

Приблизительное меню поминок

Первый вариант:

  • борщ,
  • пюре с котлетой,
  • узвар и пирожок.

Рассчитывать необходимо порционно. Естественно, если поминальный обед проходит дома, то нужно приготовить «про запас». Ведь на похороны могут прийти те люди, на которых вы не рассчитывали. Неудобно будет выгонять их сразу после погребения.

Второй вариант:

  • суп с фрикадельками,
  • отварной рис, рыба в кляре,
  • компот и булочка.

Третий вариант:

  • суп-лапша,
  • гречневая каша, курица жареная,
  • кисель и печенье.

На стол обязательно ставят кутью. Это блюдо не обсуждается и не меняется. Что бы вы ни готовили, кутья обязательно должна быть в составе меню. Она имеет более духовный смысл, нежели физический.

Главное блюдо – кутья

Кутья представляет собой сладкую зерновую кашу. В каждой области ее готовят по-своему. Кто из риса варит, кто из пшеницы. Только зерно еще нужно уметь сварить, чтобы люди могли его есть. Поэтому приведем рецепт кутьи из риса. Данной порции хватит на сорок человек.

Универсальный рецепт поминальной кутьи

Сварите полкило риса до готовности. Когда остынет, добавьте в него по двести грамм кураги, изюма, сто грамм меда. Еще можно добавить размельченные орехи, цукаты, иные фрукты. Это по желанию повара. Данное блюдо ставят на стол в пиалах или салатниках. Те, кто пришел на поминки, должны взять себе по ложечке и съесть прежде, чем приступить к основной трапезе.

Учтите, что нынче не все в курсе данной традиции. Желательно просто сказать людям о том, что необходимо сделать (или показать собственным примером). Кроме того, кутью принято носить в Храм на панихиду. Батюшка ее освящает перед поминальной церемонией.

Как проводят поминки?

Данное застолье традиционно заканчивает погребальную церемонию. То есть, пришедших с погоста людей приглашают к столу. Перед тем, как войти в помещение, все должны вымыть руки. Для этого на улице ставят умывальник или ведро с водой, полотенце. Считается плохой приметой войти в любое помещение с невымытыми руками после кладбища. Необходимо это учитывать.

Одно место за столом необходимо оставить незанятым. Оно готовится «для покойного». Рядом садятся близкие люди. Начинается застолье с прочтения молитвы «Отче наш». Обычно это делает кто-то из старших членов семьи. Иногда все вместе читают 90 псалом. Но это не обязательно.

Хозяева за стол приглашают всех участников траурной церемонии словами:

«Просим, разделите наше горе».

За столом не принято громко разговаривать, тем более ругаться, браниться нецензурно или смеяться. Кстати, острые предметы тоже не употребляются. Независимо от меню к столу подают только ложки (вилки не используют). Застолье не должно продолжаться долго. Все, кто покушал, встают и уходят, предварительно выразив соболезнования родным и близким.

Об алкоголе следует сказать отдельно. Священнослужители не рекомендуют его вообще на стол ставить. Но многие люди уверены, что таким образом нарушают народные традиции. Поэтому, в каждом отдельном случае люди сами решают, как быть. Если хозяева считают, что во время поминок алкоголь необходим, то покупают водку и красное вино. Обычно, «Кагор». Этот напиток считается «церковным».

Гостям наливают в рюмки не более трех раз.

Пьянка во время поминок строго запрещена. То есть, необходимо следить, чтобы никто лишнего не выпил. Учтите, что на первые поминки приходят все желающие. Среди них могут оказаться совсем случайные люди, охотники до «дармовой выпивки». За мини и следует присматривать.

Блюда на 9 дней, 40 дней, полгода, год

Эти даты традиционно считается «семейными». На эти поминки не принято приходить без приглашения или предупреждения. Хозяева обычно знают, сколько человек ожидается к обеду. В этот день меню можно немного разнообразить, так как тон застолья меняется. Оно проводится не с целью накормить, а для того, чтобы посидеть и вспомнить усопшего.

Но это не означает, что следует проводить банкет. К обычному обеду можно добавить пару закусок или салатов, нарезку. С алкоголем следует поступать так же, как и во время первого поминального обеда. Не стоит превращать скорбную трапезу в веселое застолье. Подойдя к столу нужно прочесть «Отче наш», затем все усаживаются и ведут неспешную беседу, вспоминая только хорошее из жизни усопшего.

Чем больше времени проходит после похорон, тем меньше людей приходит на поминки. Такова жизнь. У всех свои дела. Поэтому поминальный обед не является строгой традицией на полгода, год. В это время уже собираются только самые близкие. Всех остальных принято угощать сладостями. Чаще всего, люди покупают конфеты и печенья. Их раздают детям, сотрудникам на работе, соседям или просто чужим людям.